Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента
SharePoint

К списку статей

Процессный подход: ITIL и SAM
декабрь 29, 2016

Управление IT-активами (SAM - Software Asset Management) – это часть общей модели процессного управления.

Процессное управление - эффективный подход, представляющий собой деление всей деятельности организации на взаимосвязанные процессы, направленные на достижение общих целей.

Согласно международному стандарту ISO 9001: «Процесс - деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы» и для применения процессного подхода, организация должна «идентифицировать» и осуществлять менеджмент «многочисленных и взаимосвязанных видов деятельности».

Процессный подход позволяет быстро подстроится под условия современного динамично развивающегося рынка: повышается гибкость бизнес-процессов, более оперативно решаются возникающие вопросы, повышается производительность труда, увеличивается скорость реакции бизнеса на различные изменения - как внешней, так и внутренней среды. Именно поэтому внедрение процессного подхода и использование таких мировых практик и стандартов как ITIL (IT Infrastructure Library), ITSM (IT Service Management), Cobit (Control Objectives for Information and Related Technology), MOF (Microsoft Operation Framework), ISO (International Organization for Standardization) стало сегодня столь популярным.

Построение процессного подхода подразумевает интеграцию процесса управления IT-активами (SAM) с другими процессами ITSM. Однако по оценкам Forrester Research, многие западные компании практикуют подход, где в первую очередь внедряется управление IT-активами и лишь затем — ITSM-процессы. В таких компаниях внедрение SAM служит начальным этапом на пути к полному управлению IT-сервисами.

Все этапы жизненного цикла программного обеспечения, находящиеся под контролем SAM, неразрывно связаны с процессами управления IT-сервисами. Например, запросы о необходимости приобретения/ установки программного обеспечение, а также запросы на поддержку программного обеспечения, в случае возникновения каких-либо неисправностей, поступают в службу поддержки (Service Desk), функционирующую в рамках процесса управления инцидентами. Приобретение IT-активов, перемещение или списание уже имеющихся IT-активов находится под контролем процесса управления изменениями. Все конфигурационные базы данных (пользователи, поставщики, IT-активы, проблемы, изменения и т.д.) охватываются процессам управления конфигурациями.

Таким образом внедрение процессного подхода поможет шаг за шагом сформировать устойчивую систему, компоненты которой взаимосвязаны, действия четко регламентированы. Уровень зрелости таких компаний определяется с помощью ключевых показателей оценки (KPI) путем сравнения с моделью оптимизации (SAM Optimization Model). Оценка процессов опирается на стандарт ISO/IEC 19770-1.

 

Опираясь на SOM модель, компания может сделать выводы об уровне зрелости своих процессах и понять, какие процессы стоит развивать, а какие уже находятся на необходимом уровне.

Внедрение процессов позволит не только повысить уровень управления ИТ-активами, но и даст возможность пройти сертификацию ISO/IEC 19770-1.

Автор: Алена Шпигарева